Пятница, 03.05.2024, 20:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Плотниковы



Полезная информация



   

Пять ключей к детской успешности

Ирина Георгиевна Дмитриева

Родилась в Москве. Окончила Московский государственный педагогический институт имени В.И Ленина, факультет дошкольной педагогики и психологии. Двадцать лет назад начала работать в системе образования – сначала старшим воспитателем в детском саду, потом учителем этики и социальным педагогом, психологом и даже учителем английского языка в сельской школе. Добавим к этому персональный опыт многодетного материнства. Все это в результате сложилось в систему, которая стала основой создания концепции коррекционной, развивающей, профилактической модели психолого-медико-социального центра.

 

 

poymiego_logo.jpgНам трудно представить себе, что городской житель пойдет в горы или тайгу без проводника, если он в здравом уме. Для ребенка наша взрослая жизнь, первый шаг в которую он делает в начальной школе, гораздо сложнее, чем путешествие в горы или тайгу, а отправляется он в нее просто потому, что того требуют социальные законы. Именно поэтому нам, взрослым, его проводникам, всегда важно иметь при себе ключи к успешности и безопасности его маршрута. Таких ключей – пять. И это не случайно: пять – число социальной гармонии.

 

Ключ первый – понимание физической природы детей

Успех воспитания требует понимания ресурсов и реальных возможностей ребенка. А они очень разные. Есть понятия биологического и психологического возраста, и здесь случается разница более чем в 3 года. Даже если в классе собрались семилетние дети, то на самом деле их зрелость и возможности совершенно различны. Именно родителям важно реально представлять себе возможности своего ребенка, а значит, грамотно организовывать его ПИТАНИЕ, распорядок дня, отдых. Например, встречается немало гиперактивных детей, которые вполне интеллектуально развиты, но зрелость их нервной системы отстает на три года, т.е. в свои 7 лет они на самом деле – четырехлетки. Можете представить, как такой ребенок будет чувствовать себя в школе! Но разве он с отклонениями? Нет, конечно, просто ему нужна особая поддержка. У всех детей – свои сроки созревания природных ресурсов, и это условие важно учитывать, правильно организуя их школьный режим, сохраняя самооценку ребенка и чувство его человеческого достоинства. Кстати, многие «отстающие» действительно обладают незаурядными творческими способностями, они ценны для общества, но очень неудобны... пока «не дозреют». И отсюда – второй ключ.

 

Ключ второй – понимание эмоционального состояния ребенка.

Эмоции – это вообще индикатор. Они – абсолютно неподконтрольные человеку проявления его природы, они побуждают все жизненные силы, процессы. Низкая эмоциональная культура – это, наверное, одна из главных проблем всего современного общества. Самые неоправданные поступки взрослыми людьми совершаются под влиянием эмоций, неуправляемых чувств. А что дети? Они учатся у нас – любить и ненавидеть, обижаться и прощать. Смотрят, повторяют, и слов не надо. Родителям важно всегда помнить как об этом, так и о том, что причина огромного числа проблем и даже заболеваний – это невысказанные чувства. Значит, вопрос, обеспечивающий здоровье нашего ребенка, это не «что ты сегодня получил в школе или что ел на завтрак?», а «как ты себя сейчас чувствуешь, как твое настроение, почему?». Открытый разговор об эмоциональном чувствовании не только укрепляет психику ребенка, но и развивает его познавательные и волевые способности. Возможность такого постоянного диалога в детско-родительских отношениях – профилактика многих проблем. Потому что здесь в наши руки попадает третий ключ.

 

Ключ третий – понимание возможностей малыша

Речь идет об интеллектуальных, умственных, или, как еще говорят, ментальных, его возможностях. Любые способности можно развивать, надо только понять особенности восприятия нашего ребенка, например, что для него главное: зрительные образы, звуки или тактильные ощущения. А может быть, он левша? И это все не отклонения, а особенности. Первая заповедь мудрого родителя: не сравнивай своего ребенка ни с его соседом по парте, ни с собой, ни со своими родственниками! И не лукавьте: «Когда я учился в школе…» Можно подумать в прошлом веке в школе учились одни отличники! Мы все разные, не плохие или хорошие – просто разные. Поэтому главное – понять, какие есть сильные и слабые позиции у нашего ребенка, и учитывать их. Дорогие родители, помогите учителям, станьте их надежными помощниками! Вы можете разобраться в тайнах природы своего чада, а у учителя их – 25–30. Подсказывайте, объясняйте, защищайте, выходите на педагогическое взаимодействие. Современная школа открыта к этому, каждый учитель должен искать пути индивидуального подхода к любому ребенку, но успешно это можно сделать только вместе с семьей.

 

Ключ четвертый – понимание социальной активности

А может быть, и пассивности, если активность переходит во внутренний мир. Ребенок – это энергия. Когда он играет, происходит важнейший процесс структурирования его личности. Родители часто беспокоятся, достаточно ли готов ребенок к школе, какими тестами это проверить. Есть один очень емкий способ – посмотреть внимательно на игру своего чада: насколько она содержательна, насыщена, логична, как привлекаются в нее предметы из окружающего мира, какова сменяемость ролей. А еще – может ли ребенок выйти из игры удовлетворенным и завершить ее, если его предупредили о такой необходимости заранее. Качество игровой деятельности говорит о созревших механизмах для целенаправленной учебной деятельности. Очень важно также тренировать волю ребенка: ограничивать его, запрещать что-либо – конечно, логически обоснованно – и отдавать ситуацию ему на контроль. И вместе анализировать, как получилось. 

 

А если ваше чадо что-то натворило, всегда надо разбираться – каким был мотив. И это глобально важно, т.к. из-за непонимания взрослых проистекают многие детские травмы, которые позже переходят в поломки судьбы. Взрослая несправедливость оставляет неизгладимые следы. Почему этот ребенок такой клоун, который всех смешит, а этот хвастун, который все время якает? Не осуждайте, разберитесь – черное может стать белым или наоборот. Другой пример: ребенок из чистой любви к вам необдуманно испортил дорогую вещь. Но что дороже: деньги, которые все равно все не заработаешь, или детская душа? Да и кто сказал, что он считает эту вещь дорогой? В общении с современными детьми, особенно родившимися в этом, XXI веке, нельзя опираться исключительно на свои стереотипы – надо уметь вести искренний диалог.

 

Пятый ключ – понимание духовно-нравственных основ жизни

Речь идет не столько о форме интимных переживаний, религиозных или национальных, сколько об основах человечности: об ответственности и свободе, уважении и достоинстве. Не бойтесь говорить с детьми на серьезные жизненные темы – например, о смерти и о любви. Семь-десять лет – это период детского философствования. Сама природа подсказывает ребенку ответы на «вечные» вопросы. Поэтому главное не в том, о чем говорить, а в том, как говорить. Так, чтобы это было прежде всего по возрасту. Многие дети в этот период становятся сами себе «психотерапевтами». Родителям важно уследить, чтобы ими были выбраны соответствующие позитивной социализации методы, чтобы не восторжествовали сплошные защитные реакции. Кстати, в начальной школе есть чудесный предмет – литературное чтение. 

 

Настоящая находка для родителей, стремящихся получить этот самый труднодоступный пятый ключ, – ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ по чтению выполнение которых вместе с детьми укрепляет доверительные отношения отцов и детей. Ведь поиски ответов на вопросы по этому предмету требуют доверительного разговора о жизни и ее ценностях. Рассуждая вместе о поступках героев или сюжете произведения, вы можете лучше узнать ребенка, передать ему свою жизненную позицию. Здесь, конечно, важны определенная психологическая компетентность, знание возрастных особенностей. И у вас, дорогие родители, есть возможность получить необходимую поддержку.

 

Где взять ключи

В городе создана мощная психологическая служба – бесплатные психологические центры, располагающие профессиональными специалистами. Именно здесь может быть создан истинный портрет природных возможностей вашего ребенка, получены индивидуальные практические советы. Не замыкайтесь на одном специалисте, станьте размышляющим родителем. А самое главное – необязательно ждать проблему, можно прийти на консультацию с вопросом: «Я не знаю, как лучше поступить в этой ситуации». Родителем ведь не рождаются, им становятся. И тем мудрее, чем старше ребенок. Говорят, лучшая мама – это бабушка. Кстати о бабушках. Они могут стать бесценными помощниками, только помните, что «большие мамы» бывают чрезмерно тревожными. Это как в поговорке: «Что стар, что мал». Да, сегодняшние бабушки очень часто на свой биологический возраст не выглядят, но психологически... природу не обманешь.

 

…Дети ждут от нас, взрослых, ПОНИМАНИЯ, УВАЖЕНИЯ и СОТРУДНИЧЕСТВА. Мне вообще нравится префикс СО. Ведь на СОпереживании, СОдействии, СОлидарности строится наше открытое жизни СОзнание.

 

Текст: Ирина Георгиевна Дмитриева, 
директор Центра психолого-педагогической 
реабилитации и коррекции «Пресненский», 
кандидат педагогических наук 
 

Детская близорукость: срочно к офтальмологу!

 

   Сегодня пик заболеваемости близорукостью приходится на 9 лет. В группу риска входят дети, у которых хотя бы один из родителей имеет этот диагноз. Наблюдения медиков показывают, что при «наследовании близорукости» у ребенка она появляется гораздо раньше и прогрессирует намного быстрее. И все же самая распространенная на сегодняшний день форма близорукости – приобретенная. Она формируется в возрасте 7–12 лет.
 
 
   Заболеваемость глазными болезнями в детском возрасте возросла в 1,5 раза. Столь печальная статистика объясняется тем, что в школьные годы орган зрения ребенка испытывает значительные перегрузки в условиях длительного чтения, работы за компьютером, просмотра телевизора. При этом не всегда соблюдаются санитарные нормы освещения, правильного питания и посадки маленького ученика. А все дело в том, что наши глаза адаптированы к работе на средних и далеких расстояниях. А при работе вблизи они начинают перегружаться, и ось глазного яблока становится длиннее. В результате происходит расфокусировка зрения. Это все равно что отодвинуть от экрана проектор, настроенный на определенное расстояние. При этом изображение будет становиться все менее четким. Таков же механизм снижения зрения при близорукости. При этом происходит растяжение внутриглазных структур, в особенности сетчатки, которое приводит к резкому, подчас необратимому снижению зрения и деструктивным изменениям на глазном дне. Прежде чем назначить лечение, нужно определить стадию близорукости и скорость ее прогрессирования. Только после этого подбирается комплекс необходимых процедур. 
 
 
   В процессе лечения применяются различные аппаратные, физиотерапевтические и медикаментозные методы. На ранних стадиях снижения зрения проводятся определенные процедуры, помогающие снять чрезмерное напряжение глаз. Ведь в дальнейшем это может привести к прогрессированию близорукости. К процедурам, способствующим нормализации аккомодационной способности глаза при спазмах аккомодации и близорукости, относится лазерная стимуляция, которая является эффективным методом профилактики прогрессирования близорукости и других ЗАБОЛЕВАНИЙ ГЛАЗ у детей. Также очень полезны процедуры, улучшающие кровообращение в тканях глаза. Как правило, результат такого лечения в плане стабилизации близорукости можно оценить через 4–6 месяцев. Чтобы держать близорукость под контролем, необходимо проводить подобное лечение 2–4 раза в год. 


   Помимо специальных лечебных процедур очень важен общеукрепляющий режим. Это занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе, а также прием витаминов, препаратов кальция и фосфора. К величайшему сожалению, у детей младше 7 лет начальную близорукость невооруженным глазом распознать практически невозможно. А вот если зрение снижается на 70–80%, это уже становится очевидным. Ребенок часто спотыкается, плохо спускается по ступенькам, начинает прищуриваться. Родителям нужно отдавать себе отчет в том, что зачастую дети не замечают у себя снижения зрения, особенно если это происходит постепенно. Поэтому даже при отсутствии жалоб у ребенка его следует показывать детскому офтальмологу как минимум раз в год. Это позволит вовремя выявить заболевание глаз у вашего малыша и разработать индивидуальную тактику диспансерного ведения и лечения.
 
Наталья Анатольевна Пестина,
детский врач-окулист
детской поликлиники Литфонда

 

 

Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Есть ли в вашей семье участники ВОВ 1941-1945 г.г.?
Всего ответов: 8
День Победы